Святую троицу всегда любили в русских селениях. От трудов отдыхали, без озорства, естественно, не обходилось. Все-таки, этот христианский праздник впитал в себя множество языческих поверий. Священнослужители на «варварские обычаи» смотрели сквозь пальцы. Пусть себе люди наслаждаются. Ведь нужно же иногда не только от трудов, но и от строгостей отдыхать!
Домашние ритуалы на Троицу
Не только по лесам и полям наши предки ходили. И дома было полно забот. Хотя, главной традицией в этот славный день была праздность. Это, конечно, радовало людей. Но, предписывалось женщинам обязательно трав Троичных набрать. Этим все больше старухи занимались. До зари отправлялись они на луга. Там набирали лекарственных трав.
С букетами ходили в Храм. Травы освещали. А дома ими украшали все помещения (без исключения). Горницы эти букеты защищали от духов злых, а подсобные помещения – от мора или иного недуга живности. Троичные травы сушили. В них, как говорили, особая силы была. Их использовали вместо лекарств.
Поминальные обычаи
на ТроицуНа обычаям, перед Троицей обязательно нужно было на погост сходить. Там березовыми ветками обметали могилу. Такой обычай называли «прочищением глазонек». Так души своих предков от всякой нечисти защищали. Еще со стола принято было выносить «угощение» Духу рода (то есть, умершим предкам). Его ставили во дворе, накрывали чистой салфеткой.
Троичный день был весь посвящен общению с духами умерших. Их просили о защите, благословении. Травами украшали Иконы. Потом, уже засушенные за ними хранили. Они считались мощным средством почти от всех напастей. Чтоб мыши не заводились, траву подмешивали в сено. Варили из нее зелья для животных.
А от сглаза заваривали березовый лист и те же троичные травы. Ими лечили и более «реальные» заболевания. Только, необходимо было разбираться в травах. Этому учились у старших. При этом, каждый вносил в «устный учебник» собственные наблюдения и опыт.
Гадания на Троицу
Ворожбу Церковь никогда не приветствовала. Но, на Троицу, позволялось некоторое послабление (негласное). Очень тяжело было из народа «выбить» те традиции, которые веками укоренялись в сознании. Вот и не обращали внимания на «женские шалости». А гадали, естественно, на женихов.
Девицы перед праздником ходили в лесок. Там каждая выбирала себе березку по сердцу. Деревце должно было быть молоденьким, ей под стать. Его наклоняли и переплетали верхние веточки. Такой обряд назывался «завивание». Девице положено было старательно «украсить» макушку своего деревца, попросить его о предсказании, и удалиться.
Возвращались к нему уже в праздник. Смотрели на ответ матушки-природы. Если расплелась березка, или, и того хуже, привяла, то можно было и всплакнуть над судьбой своей несчастливой. Это было знаком одиночества, как минимум, на ближайший год. А когда «прическа» оставалась нетронутой, живой, то радовалась девица. Ее уделом было скорое замужеств, весьма удачное, кстати. От березки веточку отрывали. Ее клали под подушку, чтобы явился во сне будущий жених.
Еще собирались девушки у реки под вечер. Парней не пускали на свои «посиделки». Каждая должна была венок сплести. Потом их в воду опускали. Куда этот «кораблик» поплывет, в той стороне судьба девицы притаилась. А если венок у берега задерживался, не определился еще ее суженый-ряженый. Знать придется еще поскучать в одиночестве. Считалось плохим знаком, если парень увидел эти венки. Говорили, что он сглазить может девицу.
Чего нельзя делать в этот день?
В этот праздничный период строго-настрого запрещалось грустить или злиться. Нехорошо ссориться или вспоминать обиды. Считалось плохой приметой на Троицу выяснять отношения или предъявлять претензии. Все это должно было подождать до другого времени.
Еще на Троицу запрещалось купаться в природных водоемах. Считалось, что в это время русалки выходят на берег. Неосторожного пловца они могли увести в свой неземной мир, заморочить ему голову, влюбить в себя. Человек мог просто заболеть. Старики не разрешали молодым парням ходить вечером к водоемам, чтобы они не попали под чары дев с рыбьим хвостом.